Искала одно, а нашла другое. Это приятно! 1877 год. Второй брак Михаила Ефимовича Ваничкина – брата моего прапрадеда . Сразу появилось много информации:
1. Отпущен по билету.
В царской России «отпущенный по билету» солдат был временно освобождён от службы. Это связано с введением всеобщей воинской повинности и сокращением сроков службы. Солдаты служили 15 лет: шесть лет в строю (для флота — семь), а оставшиеся годы находились «в запасе». Они могли жить и работать дома, но были обязаны вернуться в армию по первому требованию.
2. Второй брак Михаила.
Это открывает новые возможности. Теперь можно узнать о его первом браке и детях от него. А также проследить родословную его потомков.
3. Крестьянин или мещанин?
Родной брат Михаила, мой прапрадед Филипп, в 1910 году крестил внука Михаила. Филипп тогда был крестьянином. Сын Михаила уже значился мещанином. Но брак Михаила с мещанкой Верой Егоровной Романовой не давал ему мещанского статуса. Дети, рождённые в браке, получали сословие отца при рождении.
Если муж был крестьянином, а жена мещанкой, дети становились крестьянами. Исключение составляли дворянки: они сохраняли свой статус, даже если выходили замуж за представителей других сословий.
Почему же сын Михаила стал мещанином? Это интересная загадка.
4. Рядовой вместо крестьянина.
В метрических книгах вместо «крестьянин» могли писать «рядовой». Так называли крестьянина, которого забрали в рекруты (до 1874 года) или призвали на службу (после реформы). В таких случаях в записях указывали «солдат» или «рядовой» определённого полка, а его супругу называли «женой солдата/рядового».
Если крестьянин возвращался в родную деревню, его могли называть «бессрочно отпускным» или «отставным госпитальным служителем».
У нас же речь идёт о бывшем крестьянине, который стал рядовым и женился на мещанке. Известно, что семьи Ваничкиных занимались мануфактурными лавками. Михаил создал артель портных из крестьян своей родной деревни и работал на Тулу и Москву. Мещанку вряд ли бы отдали за нищего крестьянина. Значит, капитал уже был накоплен отцом Михаила и Филиппа — моим прапрапрадедом Ефимом Ваничкиным.
5. Восприемники и свидетели в деревнях — часто родственники.
В деревнях свидетелями и восприемниками (крёстными) обычно становились родственники или уважаемые люди. Однако в случае с Михаилом Ваничкиным и его браком с мещанкой из Тулы, ситуация иная. Свидетелями и восприемниками выступали мещане города Тулы, что свидетельствует о высоком статусе семьи Ваничкиных в этом городе. Вряд ли бы мещанку отдали замуж за безродного крестьянина. Это говорит о том, что семья Ваничкиных имела вес и влияние в Туле, возможно, благодаря капиталу, накопленному отцом Михаила и Филиппа — Ефимом Ваничкиным.